Рэп (англ. rap, rapping) — ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Исполнитель рэпа называется рэ́пером[1] (не путать с репе́ром), или более общим термином MC.
Рэп — один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синоним понятия хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах. Многие исполнители драм-н-бэйс используют рэп. В рок-музыке он встречается в таких жанрах, как рэпкор, ню-метал, альтернативный рок, альтернативный рэп и некоторые другие, например, новые направления хардкор-музыки. Поп-музыканты и исполнители современного RnB также нередко используют рэп в своих композициях.
Слово «рэп»
Слово «рэп» произошло от английского rap — стук, удар (намёк на ритмичность рэпа). To rap также означает «говорить», «разговаривать».[2]
Позднее возникли ошибочные теории-бэкронимы,
по которым слово рэп — якобы аббревиатура. Назывались расшифровки типа
«Rhythm and Poetry» (Ритм и поэзия), «Rhytmic African Poetry»
(Ритмическая африканская поэзия), или «Radical American Poetry»
(Радикальная американская поэзия) и т. п. Однако rap в английском
не пишется заглавными буквами, и имеет однокоренные слова — rapping,
rapper, итп. В основном такие ошибочные теории бытуют в не-англоязычных
странах.
История
Кул Герка называют предтечей хип-хопа
The Sugarhill Gang мы обязаны прижившимся словом «рэп»
Рэп в его современном виде появился в 1970-х годах среди афроамериканцев района Бронкс, куда его «экспортировали» приезжие ямайские ди-джеи. В частности, родоначальником рэпа называют диджея Kool Herc.
Читали рэп изначально не в коммерческих целях, а ради удовольствия и
делали это поначалу в основном ди-джеи. Это были незамысловатые
рифмованные куплеты, обращённые к аудитории.
Распространению рэпа сильно поспособствовало негритянское
любительское радио, которое крутило музыку, модную среди чернокожих, и
быстро подхватило новый стиль. Слова «рэп» и «рэперы» прочно закрепились
за стилем благодаря треку The Sugarhill Gang «Rapper’s Delight» (1979)[3].
Одним из первых людей, которого начали называть «рэпером», был
радиоведущий Джек Гибсон по прозвищу Джек-Рэпер. Он организовал один из
первых конвентов, посвящённых рэпу.[4]
Исполнение рифмованных речёвок прямо на улицах по сей день остается
традицией чёрных кварталов. Кроме того, устраивались т. н. «баттлы» —
словесные поединки, в которых два рэпера переругивались, сохраняя рифму и
ритм. Баттлы могут быть и не только руганью, это может быть подача
зарифмованного текста на определённую тему
Термин «хип-хоп» для описания жанра появился в 80-е. Его введение приписывают то Африке Бамбате, то Грэндмастеру Флэшу. Жанр и культура хип-хоп достигли пика популярности в 1990-х годах. Также «хип-хоп» оказал серьёзное влияние на R’n’B-музыку.
В России рэп появился в 1980-е годы с развитием в СССР дискотек и деятельности дискжокеев. Первый магнитоальбом «Рэп» был записан в 1984 году в Куйбышеве дискжокеем Александром Астровым и группой «Час пик»[5]. В том же 1984 году ди-джей и певец Сергей Минаев сочинил и исполнял на дискотеках песню «Карнавал» с элементами рэпа[6].
Хип-хоп-музыка
Музыка хип-хоп достаточно разнообразна. Она может быть проста, но в
то же время интересна и мелодична. Её основу составляет бит — ритм
песни. Обычно на каждом втором такте ставится акцент (backbeat):
Клэп (англ. clap) — однократный звук, похожий на хлопок.
Снэр, снейр (англ. snare) — звук ведущего барабана, чёткий и короткий.
Также для бэкбита могут использоваться перкуссии (типа свистков и цепей).
Также важным элементом является бас-барабан (не путать с басом) —
kick drum. Партия музыкальных инструментов в хип-хоп-музыке довольно
разнообразна. Она может состоять и из мелодий клавишных, духовых и из
многочисленных компьютерных звуков (бас, эффекты).
Интересные факты
Задолго до появления современного рэпа песня в аналогичном стиле появилась в репертуаре известного итальянского певца и актёра Адриано Челентано[7]. Ещё в начале 1970-х годов Адриано придумал и создал музыкальный номер под названием «Prisencolinensinainciusol», в котором он исполнял речитативом фразы, написанные на вымышленном языке, по звучанию напоминавший смесь английского с итальянским. И только через десять лет этот новый музыкальный стиль перекочевал в США[8]. Сам Челентано на концерте в СССР 1987 года заявлял, что этим номером он хотел сказать о некоммуникабельности некоторых людей[9].
См. также
Примечания
|