Культура «хиппи» имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетенных из бисера или ниток, браслетов («фенечек») и прочее, а также использование текстиля окрашенного в технике «тай-дай» (или иначе — «сибори»).
Примером могут служить так называемые фенечки.
Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных
узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных
предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая
фенечка означает пожелание хорошего автостопа,
а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить тем не менее, что
эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и
совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого
значения. Распространённые тексты типа «Значения цветов в фенечках»
считаются уделом т. н. «пионеров» (то есть начинающих) и в среде
«олдовых», как правило, вызывают ироническую реакцию. Джинсы стали «фирменной» одеждой хиппи.
Российская исследовательница молодёжных движений Т. Б. Щепанская установила, что «системная» символика напоминает голограмму — даже из небольшой её части, как из семечка, вырастает всё богатство неформальной культуры.[3][4]
Лозунги хиппи 60-х
Коммуны
Коммуны
(общины) хиппи — главная форма их самоорганизации, где хиппи могут жить
на собственный лад при поддержке общества и где соседи терпимо
относятся к ним. Обычно это незаселённые и пустующие дома (самовольное
вселение, т. н. сквоттерство) в городах, либо усадьбы в лесах вдали от цивилизации.
Наиболее известные коммуны:
В настоящий момент коммуны хиппи имеются на Ивисе, Гоа, Бали, в Марокко
и пр. Общины бывших хиппи, построенные на принципах коммуны,
сохранились и в США, где, собственно, движение детей-цветов пережило
свой истинный расцвет. В остальном же хиппи обратились к более
традиционной практике сквотов и тусовок на хипповском флэте или «рэйнбоу-клубе».
Относительно роли галлюциногенов хиппи придерживаются двух мнений[кто?].
Согласно и первому и второму взгляду, психоделики способствуют
«расширению сознания», создают условия, в которых человек начинает
осознавать в себе наличие «души». Разногласия существуют лишь в вопросе о
том, является ли наркотическое опьянение необходимым и достаточным
условием или только одним из возможных средств «расширению сознания»,
для обретения «видения».
Согласно первой интерпретации, тот кто не вполне принял и усвоил опыт
психоделических трипов, остается чужд «видению» и, следовательно, не
способен признать истинность идеологии хиппи. Затем, с той же точки
зрения, любой, прибегнувший к психоделикам, по необходимости обретает
«видение» в его идеологически фиксированной форме. Неудачный или
катастрофический опыт галлюцинаций в таких случаях объясняется
какими-либо обстоятельствами: «видение» было истинным, но новичок
оказался неподготовленным к его правильному пониманию, или был слишком
тесно связан с «обычным миром», или находился в неподходящем окружении, помешавшем «правильному» воздействию психоделика.
Согласно другому, более распространенному мнению, прием психоделиков не является идеологическим императивом: психоделики только одно из средств, помогающих разрушить границы привычного восприятия, но сами они не преображают личность: «Хотя
„кислота" не имеет ценности сама по себе, не делает вас ни святым, ни
добрым, ни мудрым, а всего лишь одурманенным, её можно использовать
достойным образом. Она может быть воспитательным средством — с её
помощью можно кое-чему научиться». С этой точки зрения, помимо психоделиков, существуют и другие способы достижения «видения»: медитация, восточные культы и до некоторой степени «западная»
религия. В соответствии с такой интерпретацией нет никаких гарантий
насчёт того, что именно человек обретет под действием галлюциногена:
«видение» ли, которое лежит в основе исповедуемой идеологии, или
«видения», совершенно не совместимые с этой идеологией.
Однако, независимо от описанной разницы во мнениях, все хиппи
считают, что приём психоделиков непосредственно связан с идеологическими
предпосылками, на которых основано их движение.[5]
Хиппи и политика
Мемориальный знак мира в Арколе, штат Иллинойс, США. По кругу написано:
«Посвящается хиппи и хиппи в глубине души. Мир и любовь». Bob Moomaw —
создатель мемориала, Gus Kesley отреставрировал знак после его смерти
(см. ссылки)
Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и
продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне
«цивильного» общества, в мире, основанном на любви, дружбе и
взаимопомощи, хиппи предпочитают менять мир своим творчеством, в том
числе творчеством социальным.
Идея революции сознания в чём-то продолжает идеи рюкзачной революции битников
— вместо изнурительных политических дебатов и вооружённых столкновений
предлагается уход из дома и общества, чтобы жить среди людей,
придерживающихся твоих убеждений.
В США Джерри Рубином, Эбби Хоффманом и Полом Красснером в 1967 году было основано движение Йиппи (от аббревиатуры YIP — англ. Youth International Party — международная молодёжная партия). Йиппи представляли собой гремучую смесь хиппи и новых левых, сотрудничали с «Чёрными пантерами»
и устраивали многотысячные марши и демонстрации. Самой известной их
акцией, вызвавшей бурный резонанс в обществе, считается выдвижение от
своей партии кандидата на пост президента США. Этим кандидатом была
свинья по имени Пигасус (Свинтус)[6].
Опыт театральной герильи Эбби Хоффмана
можно сравнить с «Маршем Любви» в советской Москве, когда советские
хиппи вышли на улицу голышом, но были задержаны милицией. Советские
хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны коммунистическим режимом и его идеологией, другие просто хотели жить вне политизированного строя.
|