Стилягам было важно не только выделить себя из толпы, из «серой
массы», при помощи одежды или образа жизни, но и при помощи особого языка, точнее — жаргона.
Частично этот сленг был воспринят стилягами от джазистов. Вот некоторые
слова и выражения, принятые в языке стиляг и затем частично
распространившиеся за его пределы:
- Бродвей (или Брод) — как правило, центральная улица города, служившая для стиляг местом встреч. В Москве «Бродвеем» была улица Горького (ныне — Тверская). в Ленинграде — Невский проспект, в Казани — улица Баумана, в Нижнем Новгороде — Большая Покровская, в Перми — Комсомольский проспект, в Баку — улица Торговая, в Ташкенте — улица Карла Маркса (сейчас Сайёлгох), в Одессе — улица Дерибасовская, в Алма-Ате — парк по улице Калинина (сейчас Кабанбай батыра), в Риге. «Бродвей» был у стиляг в каждом городе.
- Чувак (вариант от: Человек Уважающий Высокую Американскую Культуру) — проверенный, в теме, «свой» человек.[6].
- Чувиха (чува) — девушка-стиляга.
- Хилять — ходить, прогуливаться.
- Кинуть брэк — пройтись с целью «людей посмотреть — себя показать». Наприм. «кинуть брэк по Броду».
- Чуча — песня «Chattanooga Choo Choo» («Поезд на Чаттанугу»). Звучит в «стильном» кинофильме «Серенада солнечной долины».
- Совпаршив (искаженное от «СовПошив») — отечественные изделия лёгкой промышленности.
- Динамо (динамо-машина) — такси.
- Шузы (шузня) (англ. shoes —
обувь) — ботинки стиляг, зачастую на высокой подошве. Приобретались у
фарцовщиков, либо заказывались у обувных мастеров, которые наращивали на
подошву толстый слой резины. Другое название ботинок на высокой
подошве — «манная каша».
- Хата — квартира.
- Бараться (от идиш באַרען барэн — совершать половой акт) — вступать в сексуальный контакт.[7]
- Фазер (от англ. father) — отец.
- Лукать (от англ. look) — смотреть.
- Жлоб — представитель «серой массы».
- Боруха (баруха) — девушка из стиляжьей компании.
- Дринкать (от англ. drink — пить) — выпивать.
- Джакеток (от англ. jacket) — куртка, пиджак.
- Манюшки (от англ. money) — деньги.
- Олдовый (англ. old) — старый.
- Батон — обычная девушка, участвующая в вечеринке. Наприм. румяный батон.
- Соксы (от англ. socks) — чулки, носки. Зачастую носки были ярких расцветок.
- Стилять (от англ. style — стиль) — танцевать «стилем», имитируя «импортные» или придумывая свои фигуры.
- Таёк (от англ. tie) — галстук.
- Трузера, (траузера, траузерса) (от англ. trousers) — брюки.
- Тренчкот (от англ. trenchcoat — шинель) — плащ.
- Туса (тусовка, тусовать) (от англ. to seat — садиться) — посиделки, сборище.
- Хэток (от англ. hat — шляпа) — головной убор.
Образ стиляги в литературе и искусстве
В кино
Образ стиляги в советском кинематографе 1950-х годов был сугубо карикатурен и жалок. Это — недалёкий, надменный франт, презирающий «серую массу», и от этого становящийся ещё более смешным.
Таков герой Эдик (Олег Анофриев) из фильма «Секрет красоты» (1955): в городской школе парикмахеров идут экзамены. Неспособная ученица Кукушкина (Тамара Носова)
просит своего приятеля, стилягу Эдика, сесть в её кресло. Влюблённый
Эдик соглашается — и надолго прощается со своим стильным «коком».
В подростковой драме «Повесть о первой любви» (1957) двое школьников на вечеринке принимаются танцевать «стилем», после чего, осмеянные своими же товарищами, спешат уйти прочь.
В детективе «Дело пёстрых» (1958), снятом по роману Аркадия Адамова,
показана преступная и подлая сущность стиляги Арнольда и его приятелей.
От высокомерного чванства и любви к «красивой жизни» — к преступлению: такова мораль произведения.
В кинофильме «Сверстницы» (1959) (мелодрама о трёх подругах, окончивших школу) одна из героинь проводит время с двумя бездельниками-стилягами (то, что стиляга — тунеядец, не должно было вызывать никаких сомнений).
Короткометражная комедия «Иностранцы» (одна из частей киноальманаха «Совершенно серьёзно» (1961) высмеивает тех, кто преклоняется перед всем заграничным, дежурит в вестибюлях гостиниц, занимаясь скупкой иностранного «ширпотреба». Молодой журналист (Александр Белявский) решает разоблачить и высмеять двоих стиляг и их подружку (Илья Рутберг, Валентин Кулик, Татьяна Бестаева): он представляется им богатым американцем и заставляет совершать разные нелепости, внушая им, что так модно вести себя в Америке.
В фильме «Семь нянек» (1962)
главный герой — аморальный подросток Афанасий, чтобы оправдаться перед
работницей комиссионного магазина, выставляет своих опекунов-соседей по
комнате «стилягами и тунеядцами».
В фильме «Ход конём» (1962) незадачливый герой Савелия Крамарова становится жертвой грубого розыгрыша со стороны компании стиляг.
В сказке «Королевство кривых зеркал» (1963) есть пародия на стиляг — когда показывают танцоров короля, заходящих во дворец, они танцуют буги-вуги и одеты в духе карикатурных стиляг.
Мультфильм «Шпионские страсти» (1966):
стиляга и тунеядец Вольдемар проводит время в ресторанах. Родительских
денег на это не хватает, и он готов выполнить задание иностранной
шпионки за деньги. Но угрызения совести заставляют его прийти с повинной
в милицию. Исправившийся Вольдемар идёт в школу рабочей молодёжи.
В кинофильме «Покровские ворота» (1982) с ироничной ностальгией показан маленький эпизод: главный герой Костик (Олег Меньшиков) «на хате» танцует рок-н-ролл со своей приятельницей Светочкой (Татьяна Догилева). В этом же фильме есть и другой эпизод — готовящийся сбежать из больницы Хоботов (Анатолий Равикович) переоделся в костюм Велюрова (Леонида Броневого). Оглядев себя, он произносит: «Я похож на какого-то стилягу! На прощелыгу!»
В 1996 году режиссёром Алексеем Габриловичем был снят документальный фильм «Бродвей нашей юности», посвящённый стилягам, а также моде, танцам и фильмам 1950-х годов. Фильм снят в форме интервью с известными людьми — Галиной Волчек, Натальей Фатеевой, Олегом Анофриевым, Аркадием Аркановым и другими.
В декабре 2008 года вышел музыкальный фильм режиссёра Валерия Тодоровского «Стиляги» (рабочее название «Буги на костях»). В ролях: Антон Шагин, Оксана Акиньшина, Максим Матвеев.
В прозе и воспоминаниях
Пародия на стиляг (там они названы ветрогоны; ослы, превратившиеся в людей) выведена в произведении для детей Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе»
(1958). Джаз фигурировал под названием «какофония» («это самая модная
теперь музыка и называется она какофония»; самым популярным среди
ветрогонов считался "какофонический оркестр «Ветрофон»).
В главе «Король Брода» своего автобиографического анализа жизни простого советского человека в СССР «Страх, или жизнь в Стране Советов» бывший стиляга Виктор Петров приводит описание движения стиляг в Ленинграде. По мнению В. Петрова, это движение было
|
…единственно возможной в те
годы формой социального протеста против затхлого и тупого существования в
безликой толпе советских людей. |
|
При этом В. Петров считает, что попытки советской пропаганды сравнивать стиляг с различными антисоциальными слоями общества лживы, так как
|
…на самом деле, это были прямо
противоположные явления: пьяницы и хулиганы — это низы общества, а
стиляги — люди, поднявшиеся над серой толпой и обывательскими вкусами [8] |
|
В интервью газете «Комсомольская Правда» актёр Олег Янковский признался, что был щёголем и стилягой
|
Я эту моду мальчишкой застал в Минске,
9-й и 10-й классы. Стилягами модных молодых людей называли только в
СССР. Для Запада этот стиль был естественной жизнью. А у нас это выросло
в движение протеста против серости... Наваривали подошвы на башмаки, я
уже не помню как. Ушивали брюки, пиджаки клетчатые покупали на несколько
размеров больше, чтобы широкие плечи были. И коки на голове. У
некоторых даже какая-то философия была. Разумеется, музыка, рок-н-ролл, буги,
записи на рентгеновской пленке. И самое главное — шатание по Бродвею,
так в каждом городе, в том числе и в Минске, центральную улицу называли.
Курили небрежно, чтобы взрослыми казаться и буржуазными... Компания
жила одним духом. Знакомились на этом Бродвее. По одной стороне только
стиляги и ходили. А люди как-то шарахались от них, переходили на другую
сторону. <Девочки-стиляги были>, но все у нас было очень
целомудренно и чинно. Тапочки какие-то, легкие платьица. Все
самодельное, нелепое. Ничего импортного у нас не могло быть. Не на что
было купить[9]. |
|
В поэзии
Стихотворение Николая Рубцова «Сакс фокс рубал, дрожал пол…» (1957).[10]
В драматургии и театре
В 1954 году в спектакле «Его день рождения» артист Геннадий Дудник показал пародию на стилягу.
В 1958 году Николаем Погодиным была написана пьеса
«Маленькая студентка», посвящённая молодёжи. Одним из отрицательных
действующих лиц пьесы является стиляга по фамилии Ларисов. Вообще,
стиляги в произведениях часто носили «иноземные» имена (Эдуард, Арнольд)
и нелепые фамилии.
По поводу образов стиляг в советской драматургии Николай Носов писал:
Точно так же попадают иногда из драмы в комедию и новомодные
персонажи, известные под общим названием «плесени». Один из этих
персонажей — стиляга — очень хорошо всем известен по юмористической
литературе и по своим выступлениям на эстраде, где он очень смешит
публику, состроив идиотскую физиономию и танцуя «буги-вуги».
— «Трактат о комедии». Из цикла «Иронические юморески»
В 1975 году драматург Виктор Славкин написал пьесу «Взрослая дочь молодого человека»
(по первоначальному замыслу — «Дочь стиляги»). В основе пьесы — вечный
конфликт отцов и детей. На первом плане — сложные взаимоотношения
бывшего стиляги Бэмса (Бориса Куприянова) и его дочери — хиппи
Эллы (Елены Куприяновой). Однако этим конфликтом поколений тема не
исчерпывается — Бэмс живёт прошлым, он ничего не забыл и ничего не
простил. Противостояние с бывшим комсомольским
лидером Александром Ивченко (Пеньком) продолжается и теперь, когда Бэмс
«влачит существование» простого инженера, тогда как Пенек (Ивченко)
«выбился в люди», став первым проректором в институте, который они все
когда-то закончили.
Самая известная постановка «Взрослой дочери…» принадлежит режиссёру Анатолию Васильеву, осуществившему спектакль на сцене Московского драматического театра им. К. С. Станиславского в 1979 году.
Музыкальные группы 80-х: в поисках стиля
В 1980-е годы в СССР возник интерес молодёжи к ретро-стилю, в частности к субкультуре стиляг. На волне этого увлечения возник стиль группы «Браво», возглавляемой Евгением Хавтаном. В песнях группы — нежная ностальгия
по давно ушедшим «старым добрым временам». Образ романтичного стиляги
гармонирует с идеалистическими представлениями молодых людей о 1950—1960-х годах (композиции «Ленинградский рок-н-ролл», «Вася — стиляга из Москвы», «Оранжевый галстук», «Московский бит» и другие).
В творчестве ленинградской группы «Секрет»
во многих композициях прослеживается тема «стиляжного» прошлого — «Я
люблю буги-вуги», «Мажорный рок-н-ролл» (кавер версии одноименных песен
Майка Науменко), «Она не понимает», «Отправляйся за ней», «Кеды»,
«Тысяча пластинок» и др.
Даже в текстах группы «Кино» есть упоминание об этой субкультуре, например «Битник»:
Где твои туфли на «манной каше»?
И куда ты засунул свой двубортный пиджак?
Спрячь подальше домашние тапки, папаша!
Ты ведь раньше не дал бы за них и пятак!
|