Стиля́ги (самоназвание — штатники) — молодёжная субкультура в СССР, получившая широкое распространение в крупных советских городах с конца 1940-х по начало 1960-х годов[1][2], имевшая в качестве эталона преимущественно американский образ жизни.
Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляги выделялись яркой одеждой, определённой манерой разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к музыке и танцам из-за рубежа.
Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против принятых в советском обществе стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.
Долгое время (по середину 60-х гг.) стилягами в советской прессе (а
также в моралистической риторике должностных лиц и «сознательных
граждан») именовали вообще молодых людей, следовавших модам и уличаемых в
аморальном образе жизни. Следует заметить, что в силу понятной
инертности советского общества того времени, как сама субкультура стиляг
распространялась по стране (из Москвы и Ленинграда в другие города)
медленно, так и официальное обличение стиляг и их осуждение обществом
продолжалось с большим запозданием
Причины возникновения субкультуры стиляг
Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны,
так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников
автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой,
«несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. При
этом если официальная пропаганда продолжала игнорировать факты заимствования Советским Союзом зарубежных научных и технических достижений, то на бытовом
уровне советские инженеры, копировавшие зарубежные образцы, и
экономисты, изучающие конъюнктуру рынков «стран капитала» на предмет экспорта туда сырьевых товаров и закупок оборудования, не испытывали особого почтения к советской идеологии и передавали эти настроения молодому поколению[источник не указан 1189 дней]. Те, в свою очередь, способствовали их распространению среди широких слоев городской молодёжи.
Если для детей советской элиты
пристрастие к зарубежной культуре было элементом показательного
протеста и признаком «особости», то для большинства молодых людей того
времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных
лет. Несоответствие убогой реальности и красочности киномира,
запечатлённого в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых
людей состояние дискомфорта[3]. Кроме того, вернувшиеся из Западной Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды за рубежом предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец линди хоп был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.
Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию:
На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы,
пальто для всех полов и возрастов — «трофейное барахло», вывезенное
солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии… Каталогом и гидом для
путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы… Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды.
|